?

Log in

No account? Create an account

Лучшие на свете вещи даны нам даром


Previous Entry Share Next Entry
Лука пошел в школу
susanne_m

В последние дни я много думала о детях, детстве, школе и образовании.

Девять лет назад мы переехали в этот городок и моя дочь пошла в седьмой класc местной школы. В первый день весь большой перерыв на обед она просидела закрывшись от всех в туалетной кабинке, потому что страх и волние было так велики, что не поддавались контролю.

Узнала я об этом не так давно. Спросила, почему она тогда не рассказала?
- Ты бы все-равно не смогла ничего изменить, только бы зря расстроилась.

Ребенок сидел одинокий и отчаявшийся в туалетной кабинке и при этом берег свою мать от расстройства.

Такой я тогда была матерью. И таким был ребенок, выращенный школьной системой.

За четыре года хоумскулинга с Лукой, десятки раз находились желающие рассказать мне о том, насколько ребенку необходима социализация и приучение к жизненным трудностям через школу. Нам пытались рассказать, что он вырастет слишком слабым, неподготовленным к жизни, необразованным, не сможет устанавливать контакты, адаптироваться в обществе, встраиваться в систему, дружить.

Сегодня второй день его школьной жизни и еще рано делать какие-то глобальные выводы, но первый вывод напрашивается сам - он не сидел в туалетной кабинке.
Его ткнули в бок, он оттолкнул тыкальщика и запретил так делать. Сегодня утром этот мальчик первый подбежал к нему с приветствиями.

Он в полном контакте со своими чувствами и со мной. Рассказал с живыми деталями как прошел день. Какие в классе дети, какая учительница. Говорит о своих сомнениях, задает вопросы. И я вижу спокойный, рациональный взгляд на происходящее и оптимистичное отношение к грядущему. Старший брат предупредил его, что школа - это джунгли. Он принял к сведению, уточнил правила выживания и пошел. Да.

Что касается образования. Он много знает о жизни животных и насекомых. Интересуется строением вселенной и отдельно нашей галактикой. Имеет представление об основах химии, физики и молекулярной биологии. Может отличить живопись в стиле абстракционизма от сюрреализма.

Первые два года математика давалась ему очень трудно, но сейчас он обрел уверенность и занимается ею без внутреннего сопротивления. Таблицу умножения запомнил без зазубривания. Она всегда лежала под рукой и он искал в ней ответы, когда делал задания. В какой-то момент в этом отпала необходимость. Все ответы остались в голове.

Он читает на русском и немного на немецком. По-английски медленней, чем обычно ожидается от детей в его возрасте, но на мой вгляд, достаточно хорошо для мальчика, который только в пять лет начал разговаривать.

Он имеет счет в банке, умеет положить на него деньги, рассчитаться своей карточкой в магазине. В магазине не просит меня купить новую игрушку, а подсчитывает в уме, хватит ли у него денег на счету, что бы купить ее самому.

Знает как готовится еда, ставится хлеб, умеет посадить и вырастить овощи.

Много путешествовал. Жил со мной почти всю зиму в Португалии, где мы снимали квартиры и комнаты у разных людей. Хорошо понимает и принимает эту разность.

Отлично ориентируется на глобусе. Знает десятки стран.

Почти наизусть помнит первые восемь фортепианных сонат Бетховена, просто потому что я забываю положить в машину другие CD )

Я смотрю на всю эту картину и понимаю, что довольна. И решение отправить его в этом году в школу тоже считаю правильным. Захочет, сможет вернуться к домашнему обучению. Но уже сознательно, имея возможность сравнивать и выбирать.

А я пока попытаюсь вспомнить, как это - быть наедине с собой.