Лучшие на свете вещи даны нам даром


Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
susanne_m
Лука в этом году не пошел в школу. Мы не просто перевели его на домашнее обучение, а полностью отказались от какой-либо расписанной программы его начальнoго образования. На английском такой подход к образованию называется unschooling.

Честно признаться, в первые дни мне было тревожно: а научится ли он хоть чему-нибудь? Сейчас, по прошествии первого месяца, я уже не сомневаюсь - научится.

Знакомые спрашивают: как ты совмещаешь свою учебу (школа английского языка, да, все еще. совершенству нет предела), работу, ведение домашнего хозяйства с обучением ребенка на дому? Ответ прост - я не совмещаю, я просто живу свою жизнь вместе с ребенком.

Мы вместе ходим утром в мою школу. Там Лука обычно рисует или играет в конструкторы, которые удачно были забыты в этой классной комнате соседним детсадом. Потом его рисунками и поделками дружно восхищаются шесть женщин и он счастлив.

IMG_5711

После школы едем за покупками. Я могу дать купюру и велеть купить, к примеру, печенье и сок. Малыш бегает между прилавками подсчитывая в уме, а хватит ли денег. Ошибается, пересчитывает, иногда просит помощи и мы считаем вместе.

Придя домой достаем рабочие тетради по математике, которые я выписала из Германии. Задания логически понятны без описания и Лука делает их сам.

IMG_5698

Если настроения для математики нет, идет играть в бесконечные ролевые игры с героями, принцессами, драконами, космическими кораблями, инопланетянами, далекими звездными мирами, чудовищами, морскими монстрами, кораблями, пиратами, лесными зверьми, спасателями, волшебниками и прочими существами из мира его фантазий. Игры могут продолжаться часами и я стараюсь не отвлекать его в это время, даже обедать не зову. Сама работаю за компьютером, отвечаю на имейлы клиентов, разрабатываю новые рецепты.


Если играть не хочется или уже надоело, мы идем гулять. Cобираем гербарий, приклеиваем засушенные листья в книжечку, надписываем названия растений по-русски и по-английски. Вот думаю, может еще немецкий и латынь добавить... Таким образом ребенок тренирует написание букв. Иногда я прошу отдельно пописать какую-нибудь букву, если замечаю, что он ее неправильно пишет. Но не больше одной строчки за раз. Хороший способ тренировки письма - подписывание открыток для родственников в других странах.

IMG_4559


Сегодня вместе варили мыло. Лука читал мне вслух названия ингредиентов, мы сверяли их с тем, что написано на бутылках и банках, потом он говорил сколько нужно грамм и следил за весами, что бы я не положила лишнего. Отличная практика чтения и математики. Заодно я рассказала, что такое щелочь, как с ее помощью из воды и масел получается мыло. Кульминацией программы было растворение в щелочном растворе кусочка шелка. Заинтересовавшись, почему именно шелк полезно добавлять в мыло, пошли смотреть видео про шелк, из чего его получают, как обрабатывают и производят ткани. Все-равно надо было полчаса чем-то себя занять, пока шелк окончательно растворится. Видеo не было рассчитано на малышей семи лет, и я периодически ставила на паузу объясняя непонятные моменты. Больше Лука к мылу возвращаться не захотел. Смотрит фильм про гусениц и бабочек.

Вот, в общем-то, и все образование. Каждый день что-то случается в жизни, о чем интереснее узнать подробнее. Почти каждый день жизнь заставляет нас читать, писать и считать. Если не торопиться делать это самому, то у ребенка получается непрерывная практика. Он живет в своем ритме, учится распознавать свои желания и эмоции, учится занимать себя самостоятельно, постоянно растет его любопытство к окружающему миру и я вижу, что это есть хорошо.

IMG_5731

  • 1
страшно и интересно-а как же момент общения со сверстниками?
и хотелось бы узнать какие были претензии к школе-чем этот выбор был обусловлен?

Общение со сверстниками - две соседские девочки и дети на спортивных секциях. К школе одна претензия, что она школа. Там же все под одну гребенку. Есть такие усредненные дети, которым это подходит. Средний мой сын, например. О старшей до сих пор горюю, что не было тогда возможности оставить ее дома, совершенно не школьный ребенок и Лука такой же.

Конечно, Лука учится , и без школы. Я вот каждый день спрашиваю у своих, встречая из школы-что нового узнали-ничего, отвечают :(
А у children's aid society вопросов не было по поводу unschooling ?

А мы с ними не общались. Если возникнут, пусть придут, спросят. Я отвечу.

Как здорово, что у вас с Лукой одинаковый взгляд на процесс обучения ) Когда у старшего ребенка в 1 классе возникли довольно серьезные проблемы в школе. Я предложила ему перейти на домашнее обучение. Он был категорически против, сказал, что дома учиться не хочет, с проблемами справится. Никаких знаний он там не получает :( Учимся все равно дома. Но искренне наслаждается школой как площадкой для публичного самовыражения. Наверное, как-то так. Как будет с дочкой - пока не ясно.
Удачи вам, вы такие молодцы :)

А он в сад ходил, охотно?

Рада найти человека, думающего в том же направлении, что и я.
Поделюсь своим подходом http://silamedia.tumblr.com/post/81178865186

Обязательно почитаю. Спасибо.

удачи вам! оченъ приятно читать!

А до какого возраста Вы планируете домашнее обучение? Лука как реаирует, доволен, что не ходит в школу? Не спрашивает почему мама ходит в школу,а он нет? )

До какого захочется. Никаких планов на этот счет у нас нет.
Лука доволен, конечно )
Про мамину школу ничего не спрашивает.

Как е вы молодцы! У нас с мужем, к сожалению, разный взгляд на домашнее обучение. Да и старшей пока только 2,5, но я потихоньку собираю информацию)

могу сказать только за себя. В дошкольном возрасте я была крайне болезненным ребенком и мне пришлось сидеть дома вместо детского сада. Потом, как водилось в советское время, вся группа из сада пришла в первый класс и еще добавили меня. Как мне было чудовищно тяжело с новым большим коллективом, где все друг друга знают, где сложилось общение и дружба. А ты приходишь себе белой вороной и начинаешь выстраивать линию общения. Кроме того, что надо учиться, так еще приходится учиться общаться с новыми людьми, завоевывать себе авторитет и так далее. В каком бы классе, ты не пришел в новый коллектив, то всегда это процесс преодоления, мало того, что это стресс от новой обстановки, так еще и от новых людей. Я не сидела, конечно, же дома одна - были какие то друзья. Но это совершенно не то. Конечно, я научилась со временем общаться, но до сих пор это для меня проблема на преодоление. Приезжая на отдых, я до сих пор не могу влиться в компанию, если мне скучно становится или просто найти собеседника поболтать.
Если даже есть какие то соседские дети, то они придут в свой школьный коллектив и совершенно погрузятся в свои школьные проблемы, которые кажутся пустячными, но они учатся общаться и взаимодействовать. Это важнее, чем знания. Всем известно, что школьные отличники еще не значат успешного человека в будущем, а люди умеющие наводить контакты и знакомства (с комфортом для себя в том числе) более продвинуты по карьерной лестнице.
Вся система Монтессори основана на свободе выбора - хочу делаю, хочу нет. Хочу хожу на работу, хочу нет.Я четко уверена, что есть слово - надо. Все классическое образование типа Гарварда и Кембриджа постороено на этом, результат они дают соответствующий.

Спасибо, что поделились своим опытом, ведь у всех нас он разный.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account